первый:
«Знаешь, как мы зажили в те годы! Зерна в амбарах у всех было полно. Продуктами на зиму запаслись в достатке.
Коров держали, поросят выращивали. Некоторые даже обзавелись лошадками,
запрещенными при колхозах. Работали с удовольствием, и на гулянки,
праздники хватало времени»...
За этот короткий срок обретенной свободы расчетливые крестьяне сумели создать немалые запасы семян, продовольственного зерна, гороха. Многим эти запасы помогли выжить в
голодные послевоенные годы. По крайней мере, было чем засеять маленький
участок уже на огороде.
Немцы не посягали на запасы зерна и скот.
и второй:
Готовить не из чего. Все магазины пустые, за исключением в небольшом количестве селедка, изредка если появится колбаса, то в драку. Иногда до того давка в магазине, что выносят людей в бессознательности.
Иосиф Виссарионович, что-то прямо страшное началось. Хлеба, и то, надо идти в 2 часа ночи стоять до 6 утра и получишь 2 кг ржаного хлеба, белого достать очень трудно. Я уже не говорю за людей, но скажу за себя, я настолько уже истощала, что не знаю что будет дальше со мной. Очень стала слабая, целый день соль с хлебом и водой, а ребенок только на одной груди, молока нигде не достанешь. Если кто вынесет, то очередь не подступиться. Мясо самое нехорошее— 15 руб., получше— 24 руб. у колхозников. Вот как хочешь — так и живи. Не хватает на существование, на жизнь. Толкает уже на плохое.
Тяжело смотреть на голодного ребенка. На что в столовой, и то нельзя купить обед домой, а только кушать в столовой. И то работает с перерывом — не из чего готовить.